Карельский культ предков (часто употребляется термин культ мертвых) со стороны может выглядеть мрачной хтонью. Однако, если отбросить шелуху обрядов, это достаточно позитивные верования, тысячелетия лежащие в основе менталитета финно-угорских народов. Здесь я попробую кратко изложить основы этого культа.
Найти внятную информацию по этому вопросу достаточно сложно. Большинство исследователей концентрируется на обрядовой составляющей карельского культа мертвых, напрочь игнорируя суть верований. А если и пытаются копнуть поглубже, то подходят с позиции христианства и, на выходе, получается описание мрачного языческого культа.
Карельская хтонь в работах Галлен-КаллелаВ основе культа мертвых лежит понятие Туонеллы – загробного мира, в который душа попадает после смерти. Туонелла – архаичный термин, берущий свое начало в кремационных обрядах древних финноугорских народов. Отголоски тех обрядов сохранились до сих пор. Например, у карел принято сжигать вещи и постель умершего на плоту или на берегу реки.
Со второй половины первого тысячелетия нашей эры, с распространением контактов с индоевропейскими народами, от обряда кремации стали отказываться в пользу захоронений. Так появился термин Манала – подземное царство . Сейчас Манала и Туонелла используются как синонимы загробного мира.
Что бы попасть в Туонеллу, необходимо пересечь на лодке одноименную реку. Правит Туонеллой бог Туони и его жена, Туонетар. Туонелла делится на две части – темную и светлую. Светлую часть населяют великие предки, которые продолжают вести обычную жизнь.
Таким образом, смерть и рождение человека – это переход между мирами живых и мертвых. После смерти душа переходит в мир мертвых и продолжает свое существование там, в какой-то момент происходит обратный процесс, и душа человека перерождается в своих потомках.

Туони дочка-невеличка,
Небольшая дева Маны,
Говорит слова такие:
Ложь твою я вижу ясно ...
Калевала, Руна 16
Часто подчеркивается, что в Туонелле невозможно врать. После смерти душу встречает суд светлых предков и, если человек жил достойно, то он продолжает свое бытие на светлой половине загробного мира. В противном случае его ссылают в темную часть загробного мира.
Важно понимать, что над душой карела властен только суд предков, боги не могут решать ее судьбу. Христианский миф о всеобщем воскрешении и страшном суде так и не нашел понимания у карел. Вообще, у карел очень специфическое отношение к богам, но это отдельная тема.
"Никогда, сыны земные,
Никогда в теченье жизни
Не обидьте невиновных,
Зла не делайте невинным,
Чтоб не видеть вам возмездья
В сумрачных жилищах Туони!
Там одним виновным место,
Там одним порочным ложе:
Под горячими камнями,
Под пылающим утесом
И под сотканным покровом
Из червей и змей подземных".
Калевала, Руна 16
Так же важно, что предки не являются некой абстракцией и, в отличии от других религий, у них нет иерархии. Суд предков — это беседа с уже умершими, но хорошо знакомыми людьми: родителями, дедушками, бабушками и другими родственниками. В итоге суд будет строгим, но в тоже время лояльным к душе потомка.
Собственно, в этом и есть вся суть карельского культа предков. Смерть и рождение – это переход из мира живых в мир мертвых и наоборот. Предки, живущие в Туонелле – уважаемые и близкие люди, которые будут вам рады, если уж вы совсем не учудили. Рано или поздно человек перевоплотиться в своих потомках.
Логично, что при таком раскладе, самым важным для человека становится его семья, в рамках религиозных воззрений он крайне заинтересован в хороших отношениях с супругом, родителями и детьми. Ведь он продолжит свое общение с ними и после смерти.
Смерть не восприниматься как нечто ужасное – это естественное, хотя и неприятное явление. Человек крайне заинтересован в благополучии своего рода и племени, рано или поздно он возродится. Мертвые предки становятся покровителями и помощниками, они тоже заинтересованы в развитии и продолжении рода.

Традиционные обряды направлены на общение с умершими предками и выстраивание с ними хороших отношений. Со стороны обряды выглядят жуткой хтонью, хотя по своей сути довольно позитивны.
Многие руны Калевалы являются наставлением или завещанием предков. В метафорической форме они подсказывают, что с умершего будут спрашивать на суде в Туоннеле. Собственно главной ценностью (помимо хороших отношений с близкими), выступают новые знания в всевозможных формах, потому что ничего другого в загробный мир не унесешь.
Подводя итог, я, пожалуй, воздержусь от естественнонаучной оценки карельского культа предков. Лишь отмечу, вслед за другими исследователями, крайнюю рациональность карельских верований.