Объекты желания

Адриан Форти. «Объекты желания. Дизайн и общество с 1750 года». Книжка посвящена исследованию и доказательству тезиса, что хороший дизайн является ответом на вызовы стоящие перед обществом при ограниченных возможностях технологий. При этом личность дизайнера играет важную, но не решающую роль. Т.е. дизайн вещей больше обусловлен историческими и культурными предпосылками, чем гениальными озарениями.

objects-of-desire-super

На нынешние деньги это значит, что даже если бы не было Стива Джобса, то рано или поздно все равно появились бы запрашиваемые обществом плееры, смартфоны или планшеты с простым и удобным интерфейсом. Только назывались бы они не iPod, iPhone или iPad, а как то иначе.

Из этого делается вывод, что хороший дизайнер должен создавать свою продукцию исходя из потребностей социума, а не своих амбиций.

В целом книга интересна прежде всего с точки зрения теории дизайна, его истории, а не как практическое пособие. Всем рекомендовать не могу, но тем кто глубоко интересуется темой – прочитать стоит.

Несколько цитат:

В дизайне XX века образы, «опережающие время», использовались настолько часто, что превратились в клише. Причины очевидны: будущее связывалось с исчезновением проблем и пороков настоящего. Идея о том, что наилучший путь пробудить желание купить товар – это убедить человека, что именно с этим товаром связана более гармоничная и комфортная жизнь, не стала новостью. Новаторство заключалось в другом: дизайнеры нашли способ транслировать эту идею с помощью облика самих вещей, не прибегая к словесным или изобразительным средствам. Успех дизайна в воплощении образа будущего через ассоциации с научно-техническим прогрессом – вот феномен XX века.

На то, что бытовая техника, призванная сократить трудозатраты, наоборот увеличивает их, в 1930-е годы обратили внимание и в США … Изобретение стиральных машин привело к более частой стирке, распространение пылесосов – к более частой уборке, а новых кухонных плит – к расширению меню и появлению более сложных рецептов.

Весь облик офиса, мягкое освещение, цвета и изящная отделка, предполагали веселую непринужденную работу … Тем не менее объективная реальность состоит в том, что конечной целью любого офиса является коммерческая эффективность. Как бы не стремились дизайнеры размыть границу между офисом и домом, в основе всех изменений дизайна лежали управленческие решения. И если высказывание о том, что офис напоминает дом, можно считать комплиментом, нет ничего хуже, чем услышать: «Ваш дом напоминает офис».

Как только люди пытались создать уникальный, ни на что не похожий интерьер, они тут же натыкались на ограниченность предложения на рынке. Несмотря на кажущуюся свободу выбора, люди тратят деньги на то, на что экономика дает их потрать и не более.

PS C днем знаний )

01.09.2013