Найти идею

Генрих Альтшуллер. "Найти идею". Скажу сразу – книга замечательная, посвящена методикам решения изобретательских задач. Правда присутствует значительный технический уклон, но предложенные методики вполне можно использовать в самом широком спектре: программировании, дизайне, предпринимательстве, маркетинге и т.п.

idea

Начну, пожалуй, с критики. Самая главная проблема – очень тяжелый язык и необоснованно навороченная терминология. Особенно это доставляет на фоне постоянных замечаний «задача должна быть освобождена от специальных терминов, создающих психологическую инерцию», «используйте детский язык», «формализм не совместим с обстановкой в которой рождаются творческие идеи» и т.п.

Немного напрягает последовательность изложения, автор постоянно перепрыгивает с тему на тему, порядок излагаемых идей весьма сумбурен. Впрочем, я слишком придираюсь.

Взрывают мозг периодические лирические вставки из серии «Я д'Артаньян!». Особенно доставила история про ледокол.

Вкратце история про ледокол.

К автору приходит заказчик и излагает суть проблемы:
- Скорость атомного ледокола во льдах толщиной 2-3 м не превышает 4 км/ч. Необходимо повысить скорость ледокола.
- О, я придумал! Вам не нужен ледокол! Вам нужно скользить надо льдом или подо льдом!

Далее идет описание чего-то вроде буера оригинальной конструкции. ИМХО, надуманной.

- Вы меня не поняли, нам не нужен буер, нам нужен канал во льдах, чтоб грабить проводить караваны океанских судов.
- Я д'Артаньян! Все океанские корабли нужно срочно ставить на коньки!

Facepalm

На этом мои замечания, пожалуй, иссякли, теперь о хорошем. Предложенные автором методики действительно оригинальные, интересные и имеют практическое применение. Те же утверждения «Я д'Артаньян!» бывают весьма уместны. Например, очень конструктивно критикуется метод множественного перебора, который, кстати, широко рекламировали Папанек и СамиЗнаетеКто.

Что еще мне показалось очень любопытным, конспективно:

Выделено пять уровней изобретательских задач:
Первый - мельчайшие изобретения («неизобретательские изобретения»), типа прикрутить еще одну деталь, болт, саморез, шарнир и т.п.
Второй – мелкие изобретения, применение способов известных в родственных системах. Например, использование жидкостное охлаждение вместо воздушного; использование кнопок вместо диска в телефонных аппаратах.
Третий – среднее изобретение, когда противоречие и способ его преодоления находится в пределах одной науки. Например, ускорить срабатывание затвора через усовершенствование конструкции, использование тонального набора вместо импульсного.
Четвертый – синтезируется новая техническая система. Решение зачастую носит междисциплинарный характер. Например, ДВС на новом виде топлива, смартфон вместо сотового телефона.
Пятый – принципиально новая система, возникает целая отрасль техники. Примеры: самолет, радио, лазер, сотовый телефон.

Технический объект идеален, если его нет, а функция выполняется. Смысл в том, что функции технического объекта по возможности надо перекладывать на уже существующие устройства в системе. Примеры: автомобильная печка, охлаждает двигатель и греет салон. Использовать полезную аппаратуру в качестве балласта в космических аппаратах и т.п. В ту же степь можно отнести требование к решению задачи «действие должно осуществляться само собой».

Экраны мышления. Если в задаче сказано «дерево», то человек видит именно дерево (экран). Однако, для решения задачи может потребоваться три экрана: надсистема (лес), система (дерево), подсистема (лист). Или группа из экранов (в нашем случае девять), показывающая ситуацию в развитии: прошлое и будущее на каждом из уровней. Можно еще навернуть и добавить какие-нибудь экраны по необходимости.

Сочинение сказки. Изложить проблему в виде сказки. Часто надо изменять – иногда до неузнаваемости исходную задачу. Фантазия обогащается умением видеть законы развития систем, находить, обострять и разрешать противоречия.

Метод маленьких человечков. Та же сказка, только в профиль. Тут два подхода. Эмпатия – человек вживается в образ предмета, о котором идет речь в задаче, и пытается представить нужные изменения. И второй подход – представить проблему в виде конфликта двух команд маленьких человечков. Толпа маленьких человечков легко дробится и перестраивается, это гибкая и наглядная модель.

Отдельно отмечу Приложение 1 «40 основных приемов». Например, «принцип дробления» - разделение объекта на независимые части, сделать объект разборным, увеличить степень дробления объекта. Есть еще «принцип асимметрии», «принцип наоборот», «принцип периодичности действия», «принцип проскока», «принцип копирования» и т.п.

И Приложение 2 «Алгоритм решения задач», который состоит из:
1. Анализа задачи, в т.ч. доведение конфликта до предела. На этом этапе формулируется мини-задача и техническое противоречие.
2. Анализ модели задачи, в том числе и через экраны. Тут определяется оперативная зона и время.
3. Определение идеального конечного результата и физического противоречия.
4. Применение метода маленьких человечков и других методик.
5. Применение информационного фонда.
6. Изменение задачи, при необходимости переход к более общему вопросу или наоборот к более мелким задачам.
7. Анализ способа устранения физического противоречия. Т.е. контроль.
8. Применение решения. Т.е. внедрение.
9. Анализ хода решения. Т.е. повторить еще раз уже после внедрения.

Применяемые на всех этапах алгоритма методики достаточно подробно описаны в книге.

Резюме. Если вы не боитесь зубодробительной терминологии и вас не смущают заявления «Я д'Артаньян!» - настоятельно рекомендую к прочтению.

08.09.2013