Good Mood

Эта история началась для меня в 2008 году. Ползая по форуму журнала «Катера и Яхты» я прочитал о молодой семье, которую знал под никами Specter и Presta и их маленьком сыне Леше.

gm01

Эти замечательные и энергичные люди продали тогда свою квартиру в Москве и купили яхту в Турции, 30 футовую Баварию 2007 года выпуска. По габаритам такой кораблик сопоставим с Мерседесовскими городскими автобусами, например, 30 маршруту, который ездит по улицам Твери. Лодку приобрели на Кипре, после чего перегнали ее на стоянку в Турцию, Финике – небольшой городке с 10 тыс. населением, завязанном на сельское хозяйство.

gm02

Обитаемость современной круизной яхты сопоставима с обычной квартирой, там есть горячая-холодная вода, канализация, электричество, отопление, газ. Конечно, по началу кажется немного тесновато, но Presta отмечала, что к этому быстро привыкаешь и перестаешь замечать.

gm03

Планы у ребят были грандиозные. В ближайшем времени ожидалось пополнение семьи, доведение яхты до ума, путешествие по Средиземноморью, с целью поднабраться опыта. А потом через Канары и Кабо-Верде, с попутным пассатом переплыть Атлантический океан в Южную Америку. Сначала в Аргентину, а потом дальше, на юг, к Магелланову проливу в Тихий океан. В планах была Новая Зеландия, хоббиты, Полинезия, папуасы, неизведанные земли и бескрайние морские просторы.

gm04

Ну а пока лодка стояла на стоянке в Финнике, Specter, Presta и Леша активно ее осваивали, готовясь к дальним плаваньям. Первую суровую турецкую зиму (были ужасные морозы до 10 градусов тепла) ребята пережили без приключений. В ноябре совершили переход до Фетхие, где немного пожили. Купили электроплитку, тепловентилятор и швейную машинку, постелили коврики на пол, переделывали проводку – подключали дополнительное освещение, катались на лодке по марине и исследовали окрестности города. Радовались спелым гранатам, апельсинам, мандаринам и финикам. Цены на еду в Турции, вдали от туристических центров, весьма демократические. Да и подножный корм радовал: вполне успешно ловились крабы и кальмары.

В декабре вернулись назад в Финике, совершив трехдневный переход (Presta добралась по берегу) через шторм с 3 метровыми волнами и ветром до 35 узлов. Из-за него они чуть задержались, пережидая непогоду в Кастелларизо. Впрочем, никто никуда не торопился, а маленький Леша отнесся к путешествию весьма благодушно.

gm05

Новой год встретили в яхт-клубе Финике, и почти сразу улетели в Россию: семья ждала пополнение. 16 мая Specter стал дважды папой: родилась дочка, Соня. А уже 1 июля всей семьей вернулись в Турцию. Лодка за время их отсутствия не пострадала, только зимним ураганом сдуло флаг.

Как это дико не прозвучит, но дети, даже самые маленькие, на яхтах имеют множество преимуществ перед городскими сверстниками. Самое главное, пожалуй, это климат и замечательная экология. Presta отмечала, что при жизни на яхте у сына значительно поправилось здоровье. Маленькая Соня без малейших признаков аллергии уплетала фрукты. Многие говорят, что дети яхтсменов из-за интернациональной среды более коммуникабельны, с раннего возраста владеют несколькими языками. Частая смена обстановки, общение с живой природой помогают развиваться быстрее сверстников.

SONY DSC

У дружной семьи снова начался морской быт: ежедневные купания с детьми, частые морские прогулки, мелкий ремонт судна. К ребятам приезжали в отпуск гости, друзья и знакомые. Появилось много новых знакомых в марине, рядом остановилась французская семья путешественников. На самом деле семьи морских путешественников не такая уж и редкость. Конечно, большинство таких семей англичане, американцы, французы, немцы, много интернациональных семей, есть и русские. Самые известный в Рунете пример – совершивший кругосветку катамаран «Благовест».

gm06

Specter активно до оснащал яхту: установил аварийный радиобуй, солнечную батарею, ветрогенератор, механический опреснитель воды. В августе всей семьей совершили поход с целью продлить визы. Суть в чем: виза в Турцию действует два месяца. Что бы не нарушать законодательства, надо закрыть визу, выйти в море, дойти до порта другой страны, например Греции или Кипра, отметиться там. Затем можно возвращаться в Турцию, получив новые визы по прибытию.

По возращению купили морскую удочку и стакан под ее установку. Прикупили еще ружье для подводной охоты, но в Турции, к сожалению, охотиться нельзя. Так что у ребят теперь был, считай, полный рыболовецкий комплект: удочка, краболовки, ружье. Удочку почти сразу обновили: при очередном выходе в море поймали на кальмарчика небольшого тунца, которого по возращению в марину зажарили и съели.

gm12

В море вполне можно зарабатывать. Specter по профессии *nix администратор, на тот момент активно программировал, разрабатывая навигационный комплекс на Линуксе. Кроме того, имея доступ к Интернету, удаленно админил. В маринах часто можно найти халтуру, рукастые мужики могут подрабатывать мелким ремонтом соседских яхт, в сезон нанимаются в бригады сервисного обслуживания и ремонта кораблей. Иногда подворачивается работа вольного шкипера: перегнать яхту из одного порта в другой. Кстати, в то же время Specter подрабатывал, перегоняя лодки. Наиболее популярный способ заработка – катать туристов, многие российские яхты активно этим занимаются, обеспечивая свои путешествия. Например, шхуна Чава, катамаран Барбос. Слышал и о весьма экзотических способах заработка, например, кто-то оборудовал на борту судна студию звукозаписи.

В конце октября Specter и Presta затеяли большой переход. В планах было дойти до Греции, взять там попутчицу, без остановок пересечь Средиземное море, чтобы до начала штормов дойти до Канарских островов. Путешествие на яхте имеет серьезное преимущество: как правило, для посещения прибрежных стран необязательно получать визу. Достаточно при пересечении границы открыть транзит-лог, не выходить за пределы прибрежных городов и ночевать на лодке.

gm08

Плаванье продлилось две недели, к сожалению, дружному экипажу пришлось вернуться. Как раз в тот момент греческим пограничникам накручивали хвосты на волне борьбы с незаконной миграцией, поэтому, когда яхта дошла до Родоса, где их ждала попутчица, корабль завернули, даже не разрешив зайти в порт. В результате попутчица ушла на Канары с другим российским экипажем. С момента выхода у ребят постоянно что-то ломалось: то опреснитель, то автопилот, то ветрогенератор начинал заряжать солнечную батарею, вместо аккумулятора. Пробыв на Греческих островах неделю, Specter и Presta решили вернуться в Финике, что бы в спокойной обстановке починиться. Как только лодка встала на обратный курс все неурядицы улеглись: заработал опреснитель, разобрались с ветрогенератором, улегся шторм.

В целом Specter и Presta не унывали из-за неудачного выхода, и воспринял его как тренировку. В ходе плаванья они отработали ночные вахты, длительные переходы в открытом море, якорные стоянки в незнакомых местах, видели стаи дельфинов, поймали большого марлина. А маленькая Соня легко перенесла длительные морские переходы. По возращении ребята решили остаться в Турции до апреля, чтобы не пересекать Средиземноморье зимой.

Зимовка в Турции началась спокойно, правда был большой шторм с градом, после которого всю марину заполонило ветками и бревнами из недалеко протекающей речушки. Впрочем, лодка не пострадала, только тазик смыло. Из-за непрекращающихся дождей появилась проблема с плесенью, она начала появляться в местах с плохой вентиляцией. Впрочем, когда потеплело, все решилось само собой.

SONY DSC

В начале января ребята сплавали на Кипр, переоткрыть визы. Плаванье, не смотря на большую волну, прошло спокойно, а в лодку напрыгали летучие рыбы, так сказать еда с доставкой:

SONY DSC

Случилась проблема и посерьезней, в феврале Presta поскользнулась на набережной, выбила плечо и получила сотрясение. К марту Presta уже чувствовала себя прекрасно, активно готовясь к выходу в море. Вообще, надо отдать должное, ребята никогда не унывали и с огоньком и задором решали все свои проблемы. Они были счастливы, выбрав свой путь. 13 марта яхта отплыла от Финике к Кипру.

Трагедия произошла 16 марта. В 4 часа утра, при подходе к порту Пафос в течении пары секунд на яхту обрушились две аномально высокие волны высотой более 5 метров. Specter и Presta смыло за борт. Из-за травмы плеча Presta не смогла вынырнуть из воды, ее тело найдут через несколько дней. Specter смог самостоятельно доплыть до берега. Дети не пострадали, они находились внутри, а яхта, как поплавок, выскочила из воды. Потом волнами ее прибило к берегу. В ходе спасательной операции погиб офицер кипрской полиции.

gm11

Огромное количество людей оказали всевозможную помощь и поддержку пострадавшим. Через месяц после катастрофы Specter вместе с детьми вернулся в Россию. О его дальнейшей судьбе мне ничего не известно.

22.08.2013