Большой проблемой в современном образовании считается скачивание студентами рефератов из Интернета. Большая часть преподавателей, чтобы не читать один и тот же реферат по десять раз просто отказались от такой формы контроля. Кое-кто при малейших признаках «это из интернета, чур, чур, меня» ставит два. Однако, надо понимать, что Интернет является очень полезным источником информации и умение им пользоваться надо всячески приветствовать и поощрять.
О чем я сразу и заявляю студентам: Уважаемые товарищи студенты, говорю я им, Интернет это прекрасно! Я приветствую скачанные оттуда рефераты! И даю темы рефератов, например: «История, современное состояние и перспективы развития …» и дальше идет название фирмы (идем в интернет и подбираем вариант, если попроще, то Microsoft, для особо одаренных DARPA, Bell labs, Xerox PARC). Когда надо кого-нибудь обломать даешь еще интереснее, например один раз была тема «Методы промышленного дизайна» (кстати, классная тема, очень интересная и познавательная). В последние два года стал еще требовать наличие цветных иллюстраций в работе, но это так, к слову.
А дальше из года в год повторяется одна и та же история. Обрадованные либерализмом преподавателя студенты счастливо идут домой. Целую неделю страдают фигней и накануне сдачи реферата лезут в интернет что бы найти че нить похожее. И с ужасом обнаруживают, что ничего подобного в интернете нету. Даже рядом. Ааа!
Из года в год на следующем занятии самый отмороженный студент перед началом занятия подходит ко мне со одними и те ми же словами: А вы знаете, таких рефератов в интернете нет! (а то я не знал) и поэтому никто ничего не сделал (кто бы сомневался). С сочувственным выражением лица рассказываешь всей группе: что, дескать, да! не повезло вам! И дальше даешь основы дата майнинга: информация раскидана по многим источникам (периодика, профильные сайты, форумы), вам ее надо собрать, систематизировать, сделать выводы, написать реферат. Студенты с задумчивым выражением лица расходятся по домам…
Думаете это все? Фигу. Из года в год на следующее занятие вся группа снова не приносит реферат. И самый отмороженный студент подходит и говорит: А вы знаете, мы нашли практически всю информацию на русском языке, однако все что касается перспектив развития, есть только на английском… И в этот суровый момент надо проявить решительность и твердость: встать и страшным голосом произнести: «Дети! Учите английский, говорила мне мама!».
На следующее занятие большая часть группы приносит реферат. И надо видеть их лица когда они его сдают: ведь это их первая, настоящая, самостоятельно сделанная научная работа. Они приоткрыли для себя неведомое. Впрочем, как правило, это и последняя их научная работа.
Так что проблема копи/паста рефератов не в студентах. Она в преподах, вернее в их ограниченной фантазии. Или лени?
Опубликовано в ЖЖ 6 января, 2010