2017 Update

Этот год для Издательства можно смело назвать годом искусственного интеллекта. Мы внедряли роботов в наши технологические цепочки, а потом расхлебывали последствия.

Но начнем подведение итогов 2017 года с наших Деловых сайтов. Тут у нас произошло два технически значимых события. Во-первых, по настоянию Гугла мы перевели все наши сайты на защищенный протокол https.

Во-вторых, мы, наконец, переехали на новый веб-сервер. Старенькому было уже больше пяти лет, одноядерный процессор и гиг оперативки. За эти годы мы его заоптимизировали так, что все наши сайты с немаленькой посещаемостью тянул вполне себе прилично. Новый сервер, конечно, радует своей производительностью, но его еще предстоит оптимизировать и налаживать. Впрочем, он вполне себе бодро тянет все сайты и без тонкой настройки. Сразу после переезда стойко выдержал атаку ботов Яндекса: 5-7 запросов в секунду на протяжении где-то трех дней. Не уверен, что старый сервер это счастье потянул бы.

Из множества нововведений на сайтах хотелось бы отметить только добавление виджета группы ВКонтакте на карточку организации. Это стало возможным благодаря боту Следопыту. Как показывает статистика, этой фишкой народ активно пользуется.

В целом все наши сайты показали хороший рост посещаемости. Хуже всех подросла "Деловая Тверь" - на 10%, а лучше всех - "Деловой Севастополь" - на 2455%.

По сути Севастопольский сайт начал работать только в конце прошлого года, поэтому и вылезли такие космические цифры. На декабрь 2017 сайт вышел с показателями до 250 человек в сутки и устойчивым ростом. Давно не было таких успешных запусков новых сайтов. В общем, Севастополь радует своей посещаемостью и активностью пользователей.

Посещаемость "Делового Севастополя"

При всем при этом проект развивается в весьма пассивном режиме: мы периодически загоняем в Севастополь Следопыта и регулярно обновляем движок сайта. В планах на следующий год заняться базой предприятий более основательно.

Остальные наши сайты тоже показали неплохой рост: Деловой Клин - 26%, Деловая Дубна - 21%, Деловой Солнечногорск - 20%, Деловой Дмитров - 12%. Общая аудитория Деловых сайтов за 2017 год превысила 700 000 человек. Только на Деловой Твери более 1 млн. просмотров страниц и мы увидели более 27 000 исходящих звонков со смартфонов.

Отдельно отмечу еще две тенденции уходящего года. Во-первых, во второй половине 2017 количество переходов с Гугла устойчиво стало больше, чем переходов с Яндекса. Похоже, Гугл в ближайшее время станет поисковиком номер один, если уже не стал. А для нас Яндекс, как источник трафика, постепенно уходит на третье место: по данным Google Analytics к концу года в некоторые дни количество прямых заходов превышает трафик с Яндекса. Если честно, для меня все это скорее печаль.

Google - 49%, Яндекс - 30%. Такие дела.

Во-вторых, по итогам года количество посетителей со смартфонов превысило количество пользователей ПК. Если точно 48% vs 46%. Mobile first стал для нас суровой реальностью.

Вернемся к главной теме этого года - искусственному интеллекту. В этом году мы разработали и запустили два новых робота: Следопыта и Почтальона.

Собственно Следопыт и сделал этот год. Робот выполняет две основных задачи: поиск сайтов организаций и поиск новых фирм. Задачу поиска робот выполняет полностью автоматически, но найденную им информацию мы проверяем вручную. Впрочем, ошибается он на удивление редко. Эффективность робота оказалась просто потрясающей: речь идет о сотнях новых организаций в базе и тысячах сайтов и групп в социальных сетях. Первые тестовые запуски робота начались весной, а всю вторую половину 2017 года, мы, по сути, разгребали ту уйму информации, которую выдавал Следопыт. Так и не разгребли: по результатам последнего запуска робота на соседнем столе лежит стопка из 100 анкет новых организаций.

Переходы на социальную сеть ВКонтакте. С одной стороны сказалось внедрение виджета ВКонтакте, с другой – добавление новых групп с помощью Следопыта.

Одной из самых трудоемких задач для нас является проверка базы - мы связываемся с каждой организацией и проверяем ее контактную информацию. Эта задача выливается в сотни звонков в день и потребляет неимоверное количество рабочего времени. С целью полностью автоматизировать этот процесс мы разработали нового робота - Почтальона. Первые пробные рассылки мы делали еще летом, а более-менее полноценно робот заработал только в ноябре.

Первые результаты обнадеживают: на письма робота отвечают более 25% организаций, в некоторые дни КПД доходил до 50%. В спам попало то ли одно, то ли два письма - в рамках статистической погрешности. Нагрузка в день - примерно 100-200 организаций, результаты проверки робот автоматически заносит в базу. Надеюсь, в полной мере Почтальон покажет себя в следующем году. Пока это только первые шаги.

Не забываем мы и про старых роботов. Журналист в этом году научился индексировать Твериград, теперь в базе есть новости с этого портала за последний год. В планах стоит индексация Аргументов и Фактов.

В целом это был очень успешный год, открывающий любопытные перспективы для развития всех наших проектов.

28.12.2017