Этот год для Издательства можно смело назвать годом искусственного интеллекта. Мы внедряли роботов в наши технологические цепочки, а потом расхлебывали последствия.
Но начнем подведение итогов 2017 года с наших Деловых сайтов. Тут у нас произошло два технически значимых события. Во-первых, по настоянию Гугла мы перевели все наши сайты на защищенный протокол https.
Во-вторых, мы, наконец, переехали на новый веб-сервер. Старенькому было уже больше пяти лет, одноядерный процессор и гиг оперативки. За эти годы мы его заоптимизировали так, что все наши сайты с немаленькой посещаемостью тянул вполне себе прилично. Новый сервер, конечно, радует своей производительностью, но его еще предстоит оптимизировать и налаживать. Впрочем, он вполне себе бодро тянет все сайты и без тонкой настройки. Сразу после переезда стойко выдержал атаку ботов Яндекса: 5-7 запросов в секунду на протяжении где-то трех дней. Не уверен, что старый сервер это счастье потянул бы.
![](/images/2017/12/bot_vk.jpg)
Из множества нововведений на сайтах хотелось бы отметить только добавление виджета группы ВКонтакте на карточку организации. Это стало возможным благодаря боту Следопыту. Как показывает статистика, этой фишкой народ активно пользуется.
В целом все наши сайты показали хороший рост посещаемости. Хуже всех подросла "Деловая Тверь" - на 10%, а лучше всех - "Деловой Севастополь" - на 2455%.
По сути Севастопольский сайт начал работать только в конце прошлого года, поэтому и вылезли такие космические цифры. На декабрь 2017 сайт вышел с показателями до 250 человек в сутки и устойчивым ростом. Давно не было таких успешных запусков новых сайтов. В общем, Севастополь радует своей посещаемостью и активностью пользователей.
![](/images/2017/12/sev_metrica.jpg)
При всем при этом проект развивается в весьма пассивном режиме: мы периодически загоняем в Севастополь Следопыта и регулярно обновляем движок сайта. В планах на следующий год заняться базой предприятий более основательно.
Остальные наши сайты тоже показали неплохой рост: Деловой Клин - 26%, Деловая Дубна - 21%, Деловой Солнечногорск - 20%, Деловой Дмитров - 12%. Общая аудитория Деловых сайтов за 2017 год превысила 700 000 человек. Только на Деловой Твери более 1 млн. просмотров страниц и мы увидели более 27 000 исходящих звонков со смартфонов.
Отдельно отмечу еще две тенденции уходящего года. Во-первых, во второй половине 2017 количество переходов с Гугла устойчиво стало больше, чем переходов с Яндекса. Похоже, Гугл в ближайшее время станет поисковиком номер один, если уже не стал. А для нас Яндекс, как источник трафика, постепенно уходит на третье место: по данным Google Analytics к концу года в некоторые дни количество прямых заходов превышает трафик с Яндекса. Если честно, для меня все это скорее печаль.
![](/images/2017/12/stat_37.jpg)
Во-вторых, по итогам года количество посетителей со смартфонов превысило количество пользователей ПК. Если точно 48% vs 46%. Mobile first стал для нас суровой реальностью.
Вернемся к главной теме этого года - искусственному интеллекту. В этом году мы разработали и запустили два новых робота: Следопыта и Почтальона.
Собственно Следопыт и сделал этот год. Робот выполняет две основных задачи: поиск сайтов организаций и поиск новых фирм. Задачу поиска робот выполняет полностью автоматически, но найденную им информацию мы проверяем вручную. Впрочем, ошибается он на удивление редко. Эффективность робота оказалась просто потрясающей: речь идет о сотнях новых организаций в базе и тысячах сайтов и групп в социальных сетях. Первые тестовые запуски робота начались весной, а всю вторую половину 2017 года, мы, по сути, разгребали ту уйму информации, которую выдавал Следопыт. Так и не разгребли: по результатам последнего запуска робота на соседнем столе лежит стопка из 100 анкет новых организаций.
![](/images/2017/12/vk_out.jpg)
Одной из самых трудоемких задач для нас является проверка базы - мы связываемся с каждой организацией и проверяем ее контактную информацию. Эта задача выливается в сотни звонков в день и потребляет неимоверное количество рабочего времени. С целью полностью автоматизировать этот процесс мы разработали нового робота - Почтальона. Первые пробные рассылки мы делали еще летом, а более-менее полноценно робот заработал только в ноябре.
Первые результаты обнадеживают: на письма робота отвечают более 25% организаций, в некоторые дни КПД доходил до 50%. В спам попало то ли одно, то ли два письма - в рамках статистической погрешности. Нагрузка в день - примерно 100-200 организаций, результаты проверки робот автоматически заносит в базу. Надеюсь, в полной мере Почтальон покажет себя в следующем году. Пока это только первые шаги.
Не забываем мы и про старых роботов. Журналист в этом году научился индексировать Твериград, теперь в базе есть новости с этого портала за последний год. В планах стоит индексация Аргументов и Фактов.
В целом это был очень успешный год, открывающий любопытные перспективы для развития всех наших проектов.