
Скифы – кочевые народы, обитавшие в причерноморских и прикаспийских степях с VIII в. до н.э. по V в. н.э. Самые ранние письменные упоминания скифов содержаться еще в аккадских клинописных табличках и Библии. Больше всего о них писали древние греки, которые активно торговали с ними через Черноморские полисы.
Скифы не единый народ, а группа родственных кочевых племен. Собственно сарматы, пришедшие на смену скифам, это одно из таких племен. А были еще савроматы, саки, массагеты, киммерийцы, аорсы, аланы, парфяне и многие другие.
Реконструкция облика Скилура, царя скифов.У скифов была развитая государственность, мы знаем имена и биографию многих царей и цариц. Сейчас на слуху царица Томирис, о которой недавно сняли фильм. Женщина, обладающая властью, это исключительное явление в античности. Более-менее системно женщины-правители представлены только в Египте (Хатшепсут, Нефертити, Клеопатра) и в Скифии (Амага, Зарина, Томирис).
Видимо, необычно высокое положение женщин у скифов нашло свое отражение в греческом мифе об амазонках. Собственно, Геродот прямо пишет, что сарматы — это потомки скифов и амазонок. Миф об амазонках нашел широкое подтверждение в археологии. Было обнаружено множество курганов, в которых погребены женщины-воительницы.
Миф об амазонках нашел свое отражение и в степных каменных изваяниях, изображающих войнов и женщин. Как правило, такие статуи ставились на курганах и были прямо связанны с культом предков. В исторической и художественной литературе такие изваяния принято называть каменными бабами.
Скифские каменные изваянияСкифы, а затем сарматы имели широкие культурные и торговые связи с волжскими финно-угорскими племенами. Это нашло свое отражение в греческих письменных источниках. В V в. до н.э. Геродот, описывая торговые маршруты скифов и греков, рассказывает о сухопутном пути к племенам фиссагетов (греч. Θυσσαγέται - почитающие жертвоприношения) и иирков (праур. *irkä, фин. yrkä – жених). Академик Рыбаков, в своей монографии "Геродотова Скифия", убедительно доказывает, что фиссагеты - это предки мордвы, а иирки – носители дьяковской археологической культуры.
В тех же краях по соседству с фиссагетами обитают люди по имени иирки. Они также промышляют охотой и ловят зверя следующим образом. Охотники подстерегают добычу на деревьях (ведь по всей их стране густые леса). У каждого охотника наготове конь, приученный лежать на брюхе, чтобы меньше бросаться в глаза, и собака. Заметив зверя, охотник с дерева стреляет из лука, а затем вскакивает на коня и бросается в погоню, собака же бежит за ним.
Геродот, "История", Книга IV "Мельпомена"
Монеты и тамги с раскопок дьяковских городищВ археологических памятниках дьяковской культуры попадаются находки, так или иначе связанные с кочевниками. В поздних слоях часто находят тамги – родовые знаки кочевников. Встречаются византийские и римские монеты. Кроме того, происхождение некоторых женских украшений финно-угорских народов исследователи связывают со скифским наследием.
Слева скифские, справа финно-угорские женские украшенияБолее чем тысячелетнее знакомство с кочевыми народами, тем более с такими колоритными как скифы, оставило заметный след в этнографии. Но тут потребуется дать несколько пояснений.
В Калевале одним из центральных персонажей является старуха Лоухи. Louhi обычно на русский не переводят, однако, дословный перевод, это - камень. А старуха, akka, тоже не совсем точный перевод, тут уместнее сказать баба. Т.е. прямой перевод не Старуха Лоухи, а Каменная баба, что может быть прямой отсылкой к каменным изваяниям степных народов.
Отмечу, что у финнов образ Лоухи предельно демонизировался и слился с образом Ловиатар, одной из хтонических богинь Туонеллы. А у карел, Лоухи осталась позитивной теткой, в честь котрой назван поселок и проводятся праздники. Впрочем, для финнов характерна демонизация карельского язычества. Это касается не только Лоухи, но и Туонеллы, орла Ваакалинту, Ветехине, сложнейшего образа Хийси. Скорее всего, это прямое следствие принятия христианства.
Карельская хтонь в работах Галлен-КаллелаЛоухи является хозяйкой страны Похъёлы. Как мы говорили выше, это очень необычное явление для древности. Где находится Похъёла, никто толком не знает, в рунах указываются разные части света. Что говорит о том, что путь в эту страну забыт или закрыт. Однако, в Похъёлу можно попасть на лодке (путь Вяйно) или на лошади (путь Ильмо). Если под Похъелой понимать Великую Скифию, то это может быть отсылкой к водному пути по Волге и пешему, описанному Геродотом (примерно вдоль современной трассы М4 «Дон»).
Старуха Лоухи тесно связана с волшебной мельницей Сампо, самым загадочным артефактом Калевалы. Однако, раскрытие многогранного образа Сампо потребует отдельной статьи или, скорее, серии статей. Сейчас мы не будем останавливаться на нем.
В Похьёле девиц немало!
Есть там девушки получше,
Вдвое лучше и красивей,
В пять и в шесть раз веселее
Этих Ёуколы бездельниц,
Этих медленных лапландок.
Там, мой сын, возьми жену ты,
Похъёлы красотку деву,
Ту, что обликом прелестна,
Ту, что стан имеет стройный,
У которой ноги быстры,
У которой гибко тело.
Калевала, Руна 5
Собственно, добрая половина Калевалы – это истории о том, как заполучить в жены дочку Лоухи. Неоднократные попытки сватовства предпринимали все герои: Вяйно, Ильмо и Лемминкяйнен. Здесь уместно вспомнить, что скифы называли финно-угорские племена женихами (иирки).
Современная наука подтверждает близкие родственные связи финно-угров и скифов. Летом 2025 года в Science вышла статья о генетической истории Скифии. Полной неожиданностью для исследователей стало то, что ближайшими родственниками скифов оказались финно-угорские народы севера России, а не иранцы или татары, как можно было бы ожидать.
Кластер скифов Scy_Major и Scy_Major_Fam (Донские скифы) пересекается с кластером Russian_Vologda (обрусевшие потомки веси и мери). Tatar_Mishar это потомки летописной мещеры и татар.Финно-угорские народы всегда были крайне малочисленными, поэтому всячески приветствовали и поощряли экзогамные браки. Сейчас это выражается в том, что генетическое многообразие финно-угорской популяции, численность которой измеряется тысячами человек, вполне сопоставимо с многообразием многомиллионных славянских народов. На всякий случай уточню, что на схеме генетических расстояний многообразие выражается в размерах кластера.