WDN

Русская правда

NB В этом тексте русь и русины до XI века - финно-угорские племена.

Троицкий список XIV в.

Русская правда – первый известный сборник законов, появившийся 1016 году. Поскольку Правда сразу развернутый и внушительный кодекс, предполагается, что существовал более ранний свод законов. В договорах Византии и Олега в 907 году упоминается некий Закон Русский. Однако, этот Закон не найден в письменном виде и поэтому считается, что он был устным.

Русская правда появляется заметно позже германских Варварских правд (первая вышла в 475 году), но значительно раньше скандинавских кодексов. Книга Йона выходит в 1281, а шведская Хартия Магнуса вообще только в 1350 году. Кстати, на это часто обращают внимание славянофилы, как на аргумент более раннего обретения Русью государственности. 

Я же хотел обратить внимание на аномально высокий статус у женщины в ранней Русской Правде. Это очень нетипично для законодательства того времени и более поздних судебников на Руси.

О жене. Аже кто убиеть жену, то тем же судомь судити, яко же и мужа; аже будеть виновата, то пол виры 20 гривен.
Если кто убьет свободную женщину, то подлежит такому же суду, как и убийца свободного мужчины, но если убитая была виновата, то взыскать с убийцы полвиры, то есть 20 гривен.
Русская правда, ст. 88

Прежде всего привлекает внимание то, что убийство свободной женщины не может остаться безнаказанным. При этом мужчину, при определенных обстоятельствах, можно убить и не понести никакого наказания. Например, если был убит вор, забравшийся в дом. Однако, за убийство воровки придется заплатить штраф полвиры.

Чуть более поздние Устав князя Владимира и Псковские судные грамоты поясняют, что свободные женщины обладают равными правами с мужчинами и могут выступать в суде, приносить присягу, заключать договоры, иметь собственность и т.п. Тогда как холоп, даже мужчина, таких прав уже не имеет. Это очень сильно отличается от законов того времени в соседних государствах, где даже в суде от имени женщины должен выступать ее муж.

Берестяная грамота №9 от Гостяты к Василю

Наследственное право в Русской правде подтверждает равные права женщины. Статьи 123, 124, 131-133 в комплексе дают понимание, что после смерти мужа, жена становится главой семьи и наследует все имущество. Правда, с небольшим условием: ей необходимо дать обет остаться во вдовстве. Если обет не дается, то она наследует наравне с сыновьями. В соседних государствах, женщина не могла вступать в наследство, имущество переходило сыновьям.

А се о заднице. Аже будуть робьи дети у мужа, то задници им не имати, но свобода им с смертию.
Если, по смерти отца, остаются дети, прижитые с рабой, то они права наследования не имеют, а получают свободу вместе с матерью.
Русская правда, ст. 98

У современных исследователей вызывает полное недоумение комплекс статей направленных на защиту прав рабынь. Если свести воедино законы ранней Руси, это формулируется так: изнасилованная рабыня получает свободу; изнасиловавший рабыню обращается в рабство; дети рабыни и свободного человека свободны. Но дети рабыни и раба остаются рабами.

Холопьство обелное трое … а второе холопьство: поиметь робу без ряду, поиметь ли с рядомь, то како ся будеть рядил, на том же стоить;
Холопство полное - трех родов … А второе холопство, когда кто женится на рабе без всякого условия, а если женится с условием, то он остается на тех правах, как было условлено.
Русская правда, ст. 110

Это настолько необычно для того времени, что в договорах между Новгородом и иноземными купеческими городами этот закон выделяют и подчеркивают отдельно: изнасилованная рабыня получает свободу. В той же Скандинавии насилие над рабыней, в том числе чужой, вообще не считалось преступлением. 

Высокий статус женщины в древней Руси подтверждается примером княгини Ольги. Согласно житию, до замужества Ольга работала таксисткой (на современные деньги). При этом ни у кого не возникает опасений за безопасность красивой девушки, хотя она одна возит на лодке людей, в том числе, хорошо вооруженного Игоря. После смерти мужа, в соответствии с законом, дружина подтверждает право княгини Ольги управлять государством. В следующий раз такое станет возможно только через 600 лет, для царицы Софьи.


На ранних иконах часто изображают Ольгу голубоглазой блондинкой в византийском облачении.

Тут позволю себе небольшое отступление. Меня всегда смущала современная трактовка скандинавского происхождения княгини. Согласно житию, Ольга родилась под Псковом. Я думаю, что даже сейчас на Чудском озере достаточно сложно найти шведку или датчанку по имени Хельга. А вот Олю с финно-угорскими корнями вполне реально, название озера прямо намекает на племя чудь. 

Вообще имя Хельга и мнимая связь со скандинавами появляется только в XVI веке. А современники уверенно называют княгиню Ольгой (в летописях ѻльга). Византийский император Константин Багрянородный, знавший Ольгу лично, пишет ее имя как Ελγα (Elga). Обычно такое разночтение означает звук, средний между o и e - œ, для него используется буква Ö. Т.е. княгиню звали Ölga, что с финно-угорских языков переводится как Соломинка (праур. *ulke, кар. olgi, эрз. олга). 

Похожая история с именем ее мужа, Игоря. У нас традиционно связывают имя Игорь со скандинавским Ингвар. Однако, проблема в том, что в летописях встречаются оба имени: например, Ингварь Ярославич и Игорь Старый. Т.е. летописцы уверены, что это разные имена. Константин Багрянородный написал Игорь как Ιγγωρ (Iggor). Если предположить, что имя имело финно-угорские корни, то все сразу встает на свои места. Игоря звали Igäh (праур. *ikä, кар. igäh), что можно перевести как Старый или Вечный.


Возвращаясь к высокому статусу женщины в Русской правде отметим подчеркнуто уважительное отношение к женщине в финно-угорской традиции. Например, в Калевале, когда Ильмаринену дают наставления перед свадьбой, то прямо запрещают бить жену. Но если очень надо, то необходимо потерпеть годик, и если не попустило, то взять соломинку и в сторонке, чтоб никто не увидел (ибо позорище какое), отходить жену травинкой. Если не помогло, то обождать еще годик, взять две соломинки и повторить процедуру. Тут можно вспомнить, например, Домострой, где нанесение побоев вменяется в регулярную обязанность мужа.

Свадьба Ильмаринена

Высокое положение женщины в ранней Руси не является матриархатом или пережитком матриархата. Главенство мужа никто не оспаривает, в наличии главные признаки патриархата: патрилокальность и патрилинейность. Но при этом присутствует табуирование любого насилия, направленного на женщину. Очень быстро эти нормы исчезают из правого поля и уже ко времени Ивана III все становится ровно наоборот: женщины серьезно ограничиваются в правах и им полагаются более суровые наказания.

19.12.2025

Telegram | GitHub | Thingiverse | Email | RSS
© 2013-2025 WDN