Лемминкяйнена старушка
Грабли с зубьями хватает,
Загребает, ищет сына
В многошумном водопаде,
Средь бурливого потока
Калевала, Руна 15
Важным культурным маркером народа является погребальный обряд. Археологи и историки, исследуя места погребений могут многое сказать о культуре и быте людей. Погребальные обряды финно-угорских народов Верхневолжья последовательно изменялись с течением времени и по их характеру можно определить основные этапы развития общества.

Основным источником информации о погребальных обрядах финно-угорских племен выступает археология. В 2010-х годах большой пласт информации был получен благодаря раскопкам и публикациям Алекандра Сергеевича Сыроватко. Можно смело рекомендовать его лекции на YouTube. Этнография, в основном карел, поможет нам дополнить археологические исследования.
На протяжении тысячелетий, до знакомства с христианством, базовым маркером финно-угорского погребального обряда было трупосожжение на стороне. Это термин археологов, для нас означает, что тело покойного где-то сжигалось, а затем прах приносился на место погребения. Отметим несколько важных черт погребального обряда с точки зрения археологии. Первое, места погребальных костров до сих пор не найдены. Второе, на место погребения приносились не все останки, а только часть. Третье, металлические предметы часто содержат признаки резкого охлаждения водой.
Благодаря этнографии, мы знаем, что до недавнего времени погребальный обряд карел включал сожжение вещей покойного на плоту. Можно предположить, что это отголосок древних обычаев, когда на плоту сжигали тело самого покойного. Тогда становится понятно, почему археологи не могут найти погребальные костры – на воде следов не остается.
Следующим маркером погребального обряда финно-угорских народов являются домики мертвых. Это место, куда приносили часть останков после сожжения. Домик мертвых, это поминальный комплекс, служащий для ритуальных целей, связанных с культом предков. Прах после кремирования переносили в домик в берестяных коробах. Это видно из археологии и косвенно подтверждается этнографией.

Сейчас известно несколько вариантов домиков мертвых. Причем они скорее дополняют друг друга и могут сосуществовать в рамках одного погребального комплекса.
Первый вариант домика мертвых это что-то вроде семейной усыпальницы – короба с прахом складывали в небольшой избе. Иногда это полуземлянка, иногда, наоборот, приподнятый над землей домик. Видимо отсюда пошла легенда об избушках на курьих ножках.
Второй вариант немного загадочный для меня. Археологи описывают его как короб с прахом на поверхности земли. Исходя из этнографии и здравого смысла я предположу, что короб чем-то накрывали, иначе звери сразу растащили бы останки. Накрывать могли лодкой или небольшим деревянным домиком. Такой вариант погребения хорошо известен у карел.

Третий вариант домика мертвых – это что-то вроде гигантской клумбы, огороженной частоколом. В клумбу клали прах после кремаций, постепенно ее заполняя. Похожую конструкцию описывал в X в. Ибн Фадлан в рассказе о похоронах знатного руса.
Не позднее V века в обряд погребения приходит новый элемент – лодка. Видимо это связанно с появлением и развитием культа ладьи. Возможно, лодка использовалась при сожжении и ранее, но появление культа ладьи археологически датируется IV веком, поэтому я буду осторожен в датировках. Сожжение в лодке описано в синхронных источниках, например, у ибн Фадлана. И находит подтверждение в археологии, когда в домиках мертвых находят обожжённые металлические элементы лодок.

Примерно с IX века, после принятия христианства, обряд трупосожжения постепенно стал вытесняться обрядом трупоположения. Переводя на русский – покойников перестали сжигать и стали хоронить. Не смотря на формальное принятие христианства, обряд погребения сохранил многие характерные особенности. Тут прежде всего отметим меридиональную ориентацию могил на север или северо-восток, хотя в христианстве принята широтная ориентация на восток. Вплоть до современности сохранилось отношение к могиле как к дому покойного, у карел могилы часто оформляются именно как маленький домик. На севере до сих пор присутствуют элементы культа ладьи – покойников несут на кладбище в лодке, а потом оставляют ее на могиле.
Под влиянием христианства многие элементы погребальной культуры постепенно упрощались. Так появились голбцы – условный домик мертвого, на крыше которого стоит лодка.

Возвращаясь к руне о воскрешении Лемминкяйнена отметим момент, в котором мать с помощью граблей ищет части погибшего сына в реке Туонелле. Видимо эта руна создана по мотивам древнего погребального обряда кремации над водой с последующим переносом праха в домик мертвых. В каком-то смысле это символизирует воскрешение покойного.